Методическое объединение учителей-дефектологов

 03.11.2021 состоялось методическое объединение учителей-дефектологов на тему "Контрольно-оценочная деятельность учителя-дефектолога, как факто стимулирования познавательной деятельности, учебной мотивации учащихся с особенностями психофизического развития".

Тема моего выступления- "Особенности организации контроля  результатов учебной деятельности при реализации 10-балльной системы". 














Особенности организации контроля результатов учебной деятельности при реализации 10-балльной системы

 

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года «Об общем среднем образовании» в целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе («1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и «10» баллов), основными функциями которой являются:

образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образоват. процесса и учебной деятельности;

контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;

— социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется «0» баллов.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие пять уровней усвоения учебного материала:

первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 б.;

второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов;

третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;

четвёртый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;

пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.

Установленные уровни характеризуют степень усвоения знаний, развития умственных и практических действий, общеучебных, специальных предметных и других умений, познавательной самостоятельности учащихся.

На каждом из уровней осуществляется градация отметок по два балла по возрастающей от 1 до 10 баллов в виде 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся (табл.1). На основании представленной 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся устанавливаются соответствующие нормы оценки по всем предметам.

Таблица 1. Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся

Баллы

Показатели оценки

1

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, ппредъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений,  действий и т.д.)

2

Различение объектов изучения программного учебного материала, ппредъявленных в готовом виде, и осущ-ние соответст. практических действий

3

Воспроизведение части программного учебного материала по ппамяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов иизучения), осуществление умственных и практических действий по образцу

4

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти(определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу

5

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала(описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу

6

Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала(описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач, заданий

7

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений задач и заданий по образцу, на основе предписаний)

8

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации(развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий)

9

Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации(применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий)

10

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

 

При оценивании результатов учебной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития в специальных общеобразовательных школах (школах – интернатах), специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха следует руководствоваться Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2002г. № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» и инструктивно-методическими материалами «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 31. 07.2003 № 06-13/27).

Представленные нормы оценки результатов учебной деятельности по языку учащихся с нарушением слуха и учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, составлены с учетом особенностей их развития и являются дополнением к вышеуказанным документам. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся указанных групп по другим предметам учебного плана осуществляется в соответствии с десятибалльной системой оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом особенностей индивидуального развития школьника, его личных достижений.

Оценивание результатов учебной деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) по всем предметам государственного компонента специального учебного плана осуществляется в соответствии с десятибалльной системой оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. При оценивании результатов учебной деятельности необходимо учитывать личные учебные достижения школьника и особенности его индивидуального развития.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся с ТНР

Основные виды ошибок при  оценивании письменных работ

При оценивании письменных работ следует выделять орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки.

Орфографическая и пунктуационная грамотность должна соответствовать программным требованиям школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

К числу дисграфических ошибок относятся:

Стойкие повторяющиеся ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

·       пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);

·       перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

·       недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

·       наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка);

·       искажение слов – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

·       ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа – «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала), «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»;

·       замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

·       нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:

·       аграмматизм – Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спеленочки» (пять желтеньких цыплят));

·       слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «при летели» (прилетели), «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге). 

Ошибки, обусловленные заменами букв, сходных по написанию.

При проверке и оценивании письменных работ не учитываются и не выносятся на поля фактические ошибки (орфографические и пунктуационные):

·       на правила, не предусмотренные школьной программой;

·       на еще не изученные правила;

·       в словах с непроверяемым написанием, работа над которыми не проводилась;

·       в употреблении авторских знаков препинания;

·       явные описки.

НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА

Обучающие письменные классные работы (кроме творческих)  

К обучающим письменным работам относятся: списывание (с грамматическим и без грамматического задания), работа с деформированным текстом, диктанты разного вида, письмо по памяти, тестирование и т.п.

Оценка обучающих письменных работ

Баллы

Количество ошибок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

           Ошибок более, чем на 2 балла

           7 ошибок и  7 дисграфических ошибок

           6 ошибок и  6 дисграфических ошибок

           5 ошибок и  5 дисграфических ошибок

           4 ошибки и  4 дисграфические ошибки

           3 ошибки  и 3 дисграфические ошибки

           1  ошибка и 1-2 дисграфические ошибки

Показатели оценки обучающих письменных классных работ (кроме творческих) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся  учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Контрольные письменные работы

К контрольным письменным работам в 3-5 классах относятся комплексные контрольные работы, диктанты, грамматические задания и тестирование. Комплексной считается работа, состоящая из контрольного списывания или диктанта и грамматического задания. За комплексную контрольную работу выставляются две отметки – одна за списывание и одна за грамматическое задание.

Учащимся, имеющим сенсорную, моторную, сенсомоторную алалию, афазию рекомендуется вместо диктанта использовать списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.

Оценка контрольного списывания

Баллы

                                 Количество ошибок

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

             Ошибок более, чем на «2» балла

             Ошибки в половине написанных слов

             6 ошибок

             5 ошибок

             4 ошибки

             2 ошибки 

             1 ошибка 

             2 исправления

             1 исправление

             Без ошибок и исправлений                   

 

Оценка контрольных диктантов

Баллы

Контрольные диктанты

Словарные диктанты

 

3-5 кл.

3-5кл.

 

Орфографические ошибки

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Дисгр. ошибки

1

Ошибок более, чем на “2” балла.

2

Количество орфографических ошибок соответствует  десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся  учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

5-6

Ошибки в 2/3слов

3

4-5

Ошибки в половине слов

4

3-4

3

5

5

2-3

2

4

6

1-2

1

3

7

1

1

1

8

9

10

Показатели оценки контрольных письменных работ соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся  учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

 

Примечание

Оценивание грамматического задания проводится по нормам учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.

Фактические ошибки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.

При проверке работы:

·       три исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку;

·       первые четыре однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая ошибка учитывается как самостоятельная;

·       в слове с непроверяемым написанием букв две и более ошибок на данное   правило считаются за одну.

 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)