Методическое объединение учителей-дефектологов
03.11.2021 состоялось методическое объединение учителей-дефектологов на тему "Контрольно-оценочная деятельность учителя-дефектолога, как факто стимулирования познавательной деятельности, учебной мотивации учащихся с особенностями психофизического развития".
Тема моего выступления- "Особенности организации контроля результатов учебной деятельности при реализации 10-балльной системы".
Особенности
организации контроля результатов учебной деятельности при реализации 10-балльной
системы
Нормы оценки
результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам разработаны в
соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006
года «Об общем среднем образовании» в целях регулирования контрольно-оценочной
деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений при
проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Оценка
результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной
системе («1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и «10» баллов), основными
функциями которой являются:
— образовательная,
ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств
контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению
более высоких уровней усвоения учебного материала;
— стимулирующая,
заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний,
характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и
свойств личности на всех этапах учебной деятельности;
— диагностическая,
обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образоват.
процесса и учебной деятельности;
— контролирующая,
выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля
и аттестации учащихся;
—
социальная, проявляющаяся
в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов
учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и
потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.
При отсутствии результатов учебной
деятельности учащимся выставляется «0» баллов.
Для оценки
результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении
контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие пять уровней усвоения
учебного материала:
— первый
уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение
понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 б.;
— второй
уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного
материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4
баллов;
— третий
уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала
(объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами
изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;
— четвёртый
уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации
по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко
обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для
решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;
— пятый
уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых,
нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные
действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые
оцениваются от 9 до 10 баллов.
Установленные уровни характеризуют степень усвоения
знаний, развития умственных и практических действий, общеучебных, специальных
предметных и других умений, познавательной самостоятельности учащихся.
На каждом из уровней осуществляется градация отметок по два балла по
возрастающей от 1 до 10 баллов в виде 10-балльной шкалы оценки результатов
учебной деятельности учащихся (табл.1). На основании представленной 10-балльной
шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся устанавливаются
соответствующие нормы оценки по всем предметам.
Таблица 1. Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности
учащихся
Баллы |
Показатели оценки |
1 |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, ппредъявленных
в готовом виде (фактов, терминов, явлений, действий и т.д.) |
2 |
Различение объектов изучения программного учебного материала, ппредъявленных
в готовом виде, и осущ-ние соответст. практических действий |
3 |
Воспроизведение части программного учебного материала по
ппамяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов иизучения), осуществление
умственных и практических действий по образцу |
4 |
Воспроизведение
большей части программного учебного материала по памяти(определений, описание
в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и
отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление
умственных и практических действий по образцу |
5 |
Осознанное
воспроизведение значительной части программного учебного материала(описание
объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков
без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по
известным правилам или образцу |
6 |
Осознанное
воспроизведение в полном объеме программного учебного материала(описание
объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и
отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем
выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач, заданий |
7 |
Владение программным
учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов
изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из
практики, выполнение упражнений задач и заданий по образцу, на основе
предписаний) |
8 |
Владение и
оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации(развернутое
описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и
доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов,
самостоятельное выполнение заданий) |
9 |
Оперирование
программным учебным материалом в частично измененной ситуации(применение
учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск
нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и
гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении
заданий) |
10 |
Свободное
оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в
незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению
объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для
выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач,
выполнение творческих работ и заданий) |
При оценивании результатов учебной деятельности учащихся с особенностями
психофизического развития в специальных общеобразовательных школах (школах –
интернатах), специальных классах, классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания для детей с нарушениями психического развития
(трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха следует
руководствоваться Постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 24.05.2002г. № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов
учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего
среднего и профессионально-технического образования» и
инструктивно-методическими материалами «Десятибалльная система оценки
результатов учебной деятельности учащихся» (письмо Министерства образования
Республики Беларусь от 31. 07.2003 № 06-13/27).
Представленные нормы оценки результатов учебной деятельности по языку
учащихся с нарушением слуха и учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи,
составлены с учетом особенностей их развития и являются дополнением к
вышеуказанным документам. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся
указанных групп по другим предметам учебного плана осуществляется в
соответствии с десятибалльной системой оценки результатов учебной деятельности
учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с
учетом особенностей индивидуального развития школьника, его личных достижений.
Оценивание
результатов учебной деятельности учащихся с нарушениями психического развития
(трудностями в обучении) по всем предметам государственного компонента
специального учебного плана осуществляется в соответствии с десятибалльной
системой оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений,
обеспечивающих получение общего среднего образования. При оценивании
результатов учебной деятельности необходимо учитывать личные учебные достижения
школьника и особенности его индивидуального развития.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся с ТНР
Основные виды ошибок при оценивании письменных работ
При оценивании письменных работ следует выделять орфографические,
пунктуационные и дисграфические ошибки.
Орфографическая и пунктуационная грамотность
должна соответствовать программным требованиям школы для детей с тяжелыми нарушениями
речи.
К
числу дисграфических ошибок относятся:
Стойкие повторяющиеся ошибки, обусловленные
несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
· пропуски букв и
слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);
· перестановка букв
и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила»
(наступила);
· недописывание букв
и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
· наращивание слов
лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка»
(бабушка);
· искажение слов –
«наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
· ошибки, связанные
с несформированностью языкового анализа – «виситнастне» (висит на стене), «у
стала» (устала), «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо.
Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»;
· замена букв,
обозначающих фонетически сходные звуки – «зуки» (жуки), «панка» (банка),
«тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
· нарушение
смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
Ошибки,
обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:
· аграмматизм – Саша
и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки
спеленочки» (пять желтеньких цыплят));
· слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «при
летели» (прилетели), «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге).
Ошибки,
обусловленные заменами букв, сходных по написанию.
При проверке и
оценивании письменных работ не учитываются и не выносятся на поля фактические
ошибки (орфографические и пунктуационные):
· на правила, не
предусмотренные школьной программой;
· на еще не
изученные правила;
·
в
словах с непроверяемым написанием, работа над которыми не проводилась;
· в употреблении авторских
знаков препинания;
· явные описки.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Обучающие письменные классные работы (кроме
творческих)
К обучающим письменным работам относятся:
списывание (с грамматическим и без грамматического задания), работа с
деформированным текстом, диктанты разного вида, письмо по памяти, тестирование
и т.п.
Оценка
обучающих письменных работ
Баллы |
Количество
ошибок |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Ошибок более, чем на 2 балла 7 ошибок и 7 дисграфических ошибок 6 ошибок и 6 дисграфических ошибок 5 ошибок и 5 дисграфических ошибок 4 ошибки и 4 дисграфические ошибки 3 ошибки и 3 дисграфические ошибки 1
ошибка и 1-2 дисграфические ошибки Показатели оценки обучающих письменных
классных работ (кроме творческих) соответствуют десятибалльной системе оценки
результатов учебной деятельности учащихся
учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
Контрольные письменные работы
К контрольным
письменным работам в 3-5 классах относятся комплексные контрольные работы,
диктанты, грамматические задания и тестирование. Комплексной считается работа,
состоящая из контрольного списывания или диктанта и грамматического задания. За
комплексную контрольную работу выставляются две отметки – одна за списывание и
одна за грамматическое задание.
Учащимся, имеющим
сенсорную, моторную, сенсомоторную алалию, афазию рекомендуется вместо диктанта
использовать списывание текста с пропущенными орфограммами на правила,
предусмотренные программными требованиями.
Оценка
контрольного списывания
Баллы |
Количество
ошибок |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Ошибок более, чем на «2» балла Ошибки в половине написанных
слов 6 ошибок 5 ошибок 4 ошибки 2 ошибки 1 ошибка 2 исправления 1 исправление Без ошибок и исправлений |
|
Оценка контрольных
диктантов
Баллы |
Контрольные диктанты |
Словарные диктанты |
||
|
3-5
кл. |
3-5кл. |
||
|
Орфографические
ошибки |
Дисграфические
ошибки |
Орфографические
ошибки |
Дисгр. ошибки |
1 |
Ошибок более, чем на “2” балла.
|
|||
2 |
Количество орфографических
ошибок соответствует десятибалльной
системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего
среднего образования. |
5-6 |
Ошибки в 2/3слов |
|
3 |
4-5 |
Ошибки в
половине слов |
||
4 |
3-4 |
3 |
5 |
|
5 |
2-3 |
2 |
4 |
|
6 |
1-2 |
1 |
3 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
|
8 9 10 |
Показатели
оценки контрольных письменных работ соответствуют десятибалльной системе
оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего
среднего образования. |
Примечание
Оценивание грамматического задания проводится по
нормам учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.
Фактические ошибки
при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.
При проверке
работы:
· три исправления на
месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку;
· первые четыре
однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая ошибка учитывается как
самостоятельная;
· в слове с
непроверяемым написанием букв две и более ошибок на данное правило считаются за одну.
Комментарии
Отправить комментарий