Консультация для законных представителей на тему «Учебная мотивация и пути её развития»

 


Консультация для законных представителей на тему

«Учебная мотивация и пути её развития»

 

Мотивация- это стремление что-либо делать, достигать двигаться вперед.

Мотив- это побуждение к деятельности то ради чего учащиеся совершают ту или иную деятельность.

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Одна из основных проблем современной школы - нежелание детей учится, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей ее нет, у других - утрачивается со временем отсутствии мотивации к обучению. Часто ведет к стойкой неуспеваемости, интеллектуальной пассивности. Отличия взрослой и детской мотивации:

Нужно понять, что ребенок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему нужны источники извне (родители, школа).

В теме мотивации детей есть очень важное понятие-зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Другими словами, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне (родители или учителя).

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Социальный заказ общества школе состоит сегодня  в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу необходимо изучать её в разных ситуациях. Различают две группы мотивов:

·       познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника «мотива достижения». Данные познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу.

·       социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, «мотивация благополучия» проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Мотив социального сотрудничества — основа самовоспитания и самосовершенствования личности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

 1 — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2 — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

4— низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 5- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру: от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Мало кто из родителей НЕ сталкивался с нежеланием ребенка учиться. Проявляется эта проблема по-разному: у кого-то ярче, но в большинстве случаев в более мягкой форме. Чаще всего родители пытаются решить эту проблему силовыми методами, чем еще сильнее усугубляют ситуацию и окончательно убивают желание ребенка учиться. Но нужно всего лишь разобраться в ее причинах. Сначала нужно определиться с возрастом ребенка. Если после 13-15 лет для подростка основной формой деятельности является общение и потеря интереса к учебе вполне обоснована, то с младшими школьниками все иначе. В возрасте 7-12 лет познание мира и обучение-основные формы деятельности ребенка. А значит, и нежелание учиться обусловлено наличием индивидуальных факторов, а не возрастными особенностями. Все факторы можно разделить на 4 больших блока, которые, в свою очередь делятся на конкретные причины.

Ребенку сложно усваивать школьный материал:

Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет.

Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее закрепление при выполнении домашнего задания

Ребенок отстает в развитии от сверстников, не может справиться с программой.

Ребенок боится потерпеть неудачу:

Неудачный опыт дома, когда при неверном выполнении заданий родители излишне критикуют, кричат или даже рукоприкладствуют.

Неудачный опыт в школе, в результате чего самооценка ребенка упала и появился страх неудачи

Низкая самооценка, не верит, что может справиться с чем-то.

Ребенок НЕ хочет трудиться:

Не умеет трудиться, он не привык решать задачи самостоятельно.

Отвлекается на развлечения (игры, мультфильмы, гаджеты), не организована домашняя дисциплина и план дня.

Конфликтует с родителями, специально мало занимается.

Неблагоприятная среда в доме, как следствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

Отсутствие основных рычагов мотивации:

Дома за плохие оценки ругают, а за хорошие ничего не говорят.

В школе учителя не верят в способности ученика.

Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

Алгоритм действий по решению проблемы для родителей

Выпишите первый пункт: «Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет».

Если поняли что данная проблема относится к причинам демотивации вашего ребенка, то этот пункт подходит. Если сомневаетесь, то поговорите с другими родителями, выясните как обстоят дела у других учеников, все ли им понятно. Также стоит обратить внимание и на родителей. Зачастую нам легче искать проблемы в учителях, детях, обстоятельствах и гораздо сложнее признать свои ошибки. Если вы все-таки решили помочь своему ребенку стать счастливым, успешным и научить его получать удовольствие от учебы, то постарайтесь отвечать честно и понять, какая роль отводиться вам в каждой проблеме.

Рекомендации для родителей

«Повышение учебной мотивации»

Необходимо создать учебное пространство, разделив комнату на разные зоны. В учебной/рабочей зоне должны быть: письменный стол, полка с учебниками, нейтральный цвет стен и ничего лишнего. Необходимо исключить из этой зоны игрушки и другие отвлекающие предметы. Письменный стол должен быть свободным.

Дома перед началом выполнения домашних заданий ребенка надо правильно настраивать на учебу, например, поиграть в развивающую, спокойную игру. Исключите перед уроками просмотр телевизора или игры на планшете или компьютере, поскольку это отобьет у ребенка желание заниматься.

Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем

В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем – это лучше сделать с педагогом наедине.

Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей.

Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обеих сторон.

Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк и т.п.

Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим.

Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)