Консультация для законных представителей на тему «Учебная мотивация и пути её развития»
Консультация для законных представителей
на тему
«Учебная мотивация и пути её развития»
Мотивация- это стремление что-либо делать,
достигать двигаться вперед.
Мотив- это побуждение к деятельности то ради чего учащиеся
совершают ту или иную деятельность.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола
«movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный
школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых
трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи,
достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает,
направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной
деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями,
реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Одна из основных проблем современной
школы - нежелание детей учится, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей
ее нет, у других - утрачивается со временем отсутствии мотивации к обучению.
Часто ведет к стойкой неуспеваемости, интеллектуальной пассивности. Отличия
взрослой и детской мотивации:
Нужно понять, что ребенок не может
самостоятельно мотивировать себя. Ему нужны источники извне (родители, школа).
В теме мотивации детей есть очень важное
понятие-зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем
развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Другими словами, что ребенок
может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что
ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне
(родители или учителя).
Формирование мотивации учения в школьном
возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем
современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена
обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у
школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Социальный заказ общества школе состоит
сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Одной из
задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для
формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома
практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики
хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом
заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в
отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться»,
«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В
этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в
знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это
процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Что же делать, если ребенок
не хочет учиться? Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание
изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной
жизни? Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников
формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих
заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность,
внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование
и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования
мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Особенности мотивации учения —
главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который
складывается у учащихся в зависимости от их реального участия
и активного включения в учебную деятельность, индивидуально —
психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти
оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка,
педагогу необходимо изучать её в разных ситуациях. Различают две группы мотивов:
· познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной
деятельности и процессом ее выполнения. Уровни познавательных мотивов
могут обеспечивать наличие у школьника «мотива достижения». Данные
познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников
в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу.
· социальные мотивы, связанные с различными социальными
взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, «мотивация
благополучия» проявляется в стремлении получать только одобрение со
стороны учителей, родителей и товарищей. Мотив социального
сотрудничества — основа самовоспитания и самосовершенствования
личности.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1 — высокий уровень
школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям
учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают
неудовлетворительные отметки.
2 — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются
с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней
нормой.
3 — положительное отношение к школе. Школа привлекает
таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют
себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы
сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.
4— низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними
делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся
в серьезной адаптации к школе. 5- негативное отношение к школе,
школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не
справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении
с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут
проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным
правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические
нарушения. Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь
психологическую полную структуру: от понимания и постановки школьниками
целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до
осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Мало кто из родителей НЕ сталкивался с
нежеланием ребенка учиться. Проявляется эта проблема по-разному: у кого-то
ярче, но в большинстве случаев в более мягкой форме. Чаще всего родители
пытаются решить эту проблему силовыми методами, чем еще сильнее усугубляют
ситуацию и окончательно убивают желание ребенка учиться. Но нужно всего лишь
разобраться в ее причинах. Сначала нужно определиться с возрастом ребенка. Если
после 13-15 лет для подростка основной формой деятельности является общение и
потеря интереса к учебе вполне обоснована, то с младшими школьниками все иначе.
В возрасте 7-12 лет познание мира и обучение-основные формы деятельности
ребенка. А значит, и нежелание учиться обусловлено наличием индивидуальных
факторов, а не возрастными особенностями. Все факторы можно разделить на 4
больших блока, которые, в свою очередь делятся на конкретные причины.
Ребенку сложно усваивать школьный
материал:
Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо
объясняет предмет.
Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее закрепление при
выполнении домашнего задания
Ребенок отстает в развитии от сверстников, не может справиться с
программой.
Ребенок боится потерпеть неудачу:
Неудачный опыт дома, когда при неверном выполнении заданий
родители излишне критикуют, кричат или даже рукоприкладствуют.
Неудачный опыт в школе, в результате чего самооценка ребенка
упала и появился страх неудачи
Низкая самооценка, не верит, что может справиться с чем-то.
Ребенок НЕ хочет трудиться:
Не умеет трудиться, он не привык решать задачи самостоятельно.
Отвлекается на развлечения (игры, мультфильмы, гаджеты), не
организована домашняя дисциплина и план дня.
Конфликтует с родителями, специально мало занимается.
Неблагоприятная среда в доме, как следствие, подавленное
эмоциональное состояние ребенка.
Отсутствие основных рычагов мотивации:
Дома за плохие оценки ругают, а за хорошие ничего не говорят.
В школе учителя не верят в способности ученика.
Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.
Алгоритм действий по решению проблемы
для родителей
Выпишите первый пункт: «Низкое качество урока, преподаватель
недостаточно хорошо объясняет предмет».
Если поняли что данная проблема относится к причинам демотивации
вашего ребенка, то этот пункт подходит. Если сомневаетесь, то поговорите с
другими родителями, выясните как обстоят дела у других учеников, все ли им
понятно. Также стоит обратить внимание и на родителей. Зачастую нам легче
искать проблемы в учителях, детях, обстоятельствах и гораздо сложнее признать
свои ошибки. Если вы все-таки решили помочь своему ребенку стать счастливым,
успешным и научить его получать удовольствие от учебы, то постарайтесь отвечать
честно и понять, какая роль отводиться вам в каждой проблеме.
Рекомендации для родителей
«Повышение учебной мотивации»
Необходимо создать учебное пространство, разделив комнату на
разные зоны. В учебной/рабочей зоне должны быть: письменный стол, полка с
учебниками, нейтральный цвет стен и ничего лишнего. Необходимо исключить из
этой зоны игрушки и другие отвлекающие предметы. Письменный стол должен быть
свободным.
Дома перед началом выполнения домашних заданий ребенка надо
правильно настраивать на учебу, например, поиграть в развивающую, спокойную
игру. Исключите перед уроками просмотр телевизора или игры на планшете или
компьютере, поскольку это отобьет у ребенка желание заниматься.
Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не
показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в
это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь
меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша
безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в
дальнейшем
В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с
учителем – это лучше сделать с педагогом наедине.
Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках.
Также как не следует восхищаться успехами других детей.
Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки
вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните,
что отстающему школьнику нужна поддержка с обеих сторон.
Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать
ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную
рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд
ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми
могут выступать совместные прогулки, поход в цирк и т.п.
Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами
в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим.
Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех!
Комментарии
Отправить комментарий