Консультация для педагогов в рамках информационной кампании, посвященной Международному дню незрячих людей.

 

Консультация для педагогов в рамках информационной кампании, посвященной Международному дню незрячих людей

Тема: «Рекомендации для учителей, работающих со слабовидящими учащимися»

Зрение – это, без сомнения, важнейшее из чувств человека. Именно оно позволяет получать 90% всей информации - образы, картины из внешнего мира, которые человек осмысливает и затем может вспомнить или воспроизвести. Лишённый зрения человек не имеет того, к чему здоровые люди уже давно привыкли и даже не понимают, каким даром обладают.

Ежегодно 13 ноября во всём мире отмечается Международный день слепых. Цель этого мероприятия – напомнить населению планеты о тех людях, которые навсегда лишены такой радости, как видеть окружающий мир.

Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.

1. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

2. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.

3. Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.

 4. Учителю следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

5. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.

6. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

7. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обеднённостью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

8. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

9. При работе со слабовидящими детьми важно соблюдать порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике или полке для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света. 

10. Разрешайте слабовидящему обучающемуся вставать со своего места, чтобы лучше видеть запись на доске или наглядность на ней. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.                        

11.Ребенок с нарушением зрения всегда будет работать медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии.   

12.Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение. Следуйте рекомендациям офтальмолога.

13.Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков. Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.

14.Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.

15.На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.

16.В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх  - низ, право - лево.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)