Конспект урока по русской литературе на тему "Внеклассное чтение. Басня «Ворона и Лисица» И.А. Крылова" (4 класс, ТНР).

 

Конспект урока по русской литературе в 4 «А» специальном классе (4 год обучения) для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дата: 30.09.2020

Тема: Внеклассное чтение. Басня «Ворона и Лисица» И.А. Крылова 


Задачи:

-Совершенствовать знания учащихся о творчестве И.А. Крылова;

-формировать умения анализировать басню, находить мораль басни;

-совершенствовать навык выразительного чтения.

-воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность.

Оборудование: портрет И.А. Крылова; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; зеркало; карточки с заданиями, кроссворд.

 Ход урока:

1.    Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок.

Отдых наш кончается, работа начинается.

Усердно будем мы сейчас трудиться,

чтоб чему-то научиться.

-Какой сейчас урок начался?

-Какой он по счету?

·       Педагогическая рефлексия

-Что мы делаем на уроке русской литературы?

На доску прикрепляются карточки: Читаем

                                                                Учимся красиво говорить

                                                                Отвечаем на вопросы

                                                               Анализируем произведения

                                                              Описываем героев произведений

                                                              Пересказываем

·       Артикуляционная гимнастика

-Возьмите свои зеркала. Сейчас проведем артикуляционную гимнастику.

ü дудочка (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты)-7 раз;

ü бегемот (широко открыть рот, закрыть рот)- 7 раз;

ü качели (улыбнуться, открыть рот, кончик языка дотрагивается за верхние зубы, потом кончик языка дотрагивается за нижние зубы)- 7 раз;

ü вкусное варенье (улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу)

ü грибок (улыбнуться, присосать язык к верхнему нёбу, открыть рот как можно шире; удерживать в таком положении под счёт до 5)

ü лошадка (улыбнуться, щелкать язычком)- повторить 5-10 раз.

-Отлично! Молодцы! Отложите зеркала.

-Сейчас я каждому раздам карточку со скороговоркой. Потренируемся в скорочтении.

Речевая разминка.

Шли к ворОнам вОроны
И смотрели в стороны,
Хоть из этих из сторон
Не видать совсем ворОн.

— Сейчас мы все вместо прочитаем скороговорку медленно.

А теперь быстро.

—Хорошо! Молодцы!

2.    Постановка темы урока

-Давайте вспомним, какие жанры в литературном чтении вам известны? (На доску прикрепляются карточки со словами рассказ, сказка, стихотворение, песня, басня)

- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, составив из букв слово.

(на доске прикреплены буквы. Из этих букв нужно составить слово «Басня»)

-Так о каком литературном жанре мы будем говорить? (Басня)

- Давайте вспомним, что такое басня?   

(после ответов детей на доску прикрепляется определение  «Басня-это                                                                     краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера.»

- Как вы думаете, басня отличается от рассказа?

-Отличительная черта басни – это мораль-нравоучение, совет ( что надо делать и что не надо), который заключается в нескольких строчках, в начале или конце басни).

(на доску прикрепляется определение)

3.    Сообщение темы

— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «басня». Автор басни Иван Андреевич Крылов. (на доску прикрепляется портрет И.А Крылова). Название произведения «Ворона и Лисица» 

(запись темы урока на доску)

4.    Работа по теме урока

·       Подготовка к первичному восприятию

- Как вы думаете, кто главные герои этой басни?

-  Попробуйте предположить, о чём басня?

- Почему вы так думаете?

- Проверим наши догадки.

- Предлагаю послушать поучительную историю - басню И.А.Крылова под названием «Ворона и Лисица».

-Сейчас я каждому раздам листик с басней «Ворона и Лисица». Вы будете слушать и следить.

·       Первичное восприятие текста

Проверка качества первичного восприятия текста. (После прослушивания аудиозаписи басни.)

- Проверим наше предположение. О чём басня? (Басня о том, как Лисица обманула Ворону.)

- Совпадает с нашим предположением?

- Понравилась вам басня?

-Какие эмоции вызвала?

- Предложите своё название басни.

-Какие слова в басне вам были не знакомы, не понятны?

·       Словарная работа

(Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали)

1.Лесть – лицемерное, похвала с корыстной целью.

2.Корысть – собственная выгода.

3.Льстец - тот, кто хвалит из корыстного желания расположить к себе.

4.Гнусна  - отвратительный, омерзительный.

5.Не в прок - не на пользу.

6.Взгромоздясь - взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко.

7.Пленил –заворожил, очаровал

8.Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

9.Вещунья – предсказательница.

10.Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

11.Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном.

12.Ангельский (голосок) –очень приятный.

13.Дыханье спёрло – трудно стало дышать.

  -Теперь вам все слова понятны. Сейчас все вместе прочитаете эту басню. Читать будете по 3 строчки по цепочке.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

·       Работа над содержанием басни

-Сейчас я вам прочитаю мораль этой басни.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

-Как вы её понимаете? (плохо льстить, не нужно быть глупой, доверчивой, понимать где, правда, а где – ложь)

-Ребята, как вы думаете, надо верить всему, что люди говорят?  (всегда нужно думать головой, а не ушами, быть правдивым)

·       Самостоятельная работа на карточках

-Сейчас я каждому раздам карточку с заданием. Вам нужно будет в первом столбике оставить только те слова, которые относятся к вороне. А во втором столбике- те, которые относятся к Лисице.

Ворона

Лисица

Хитрая

Хитрая

Добрая

Обманывает

Нравятся льстивые слова

Плутовка

Умная

Льстивая

Глупая

Честная

Доверчивая

Глупая

Каркает

Добивается своего


-Отлично справились с этим заданием. Переходим к следующему.

·       Групповая работа «Кроссворд».

-У меня есть для вас кроссворд. Его нужно разгадать

-Сейчас я вам буду читать вопросы. Кто знает ответ- поднимает руку и выходит к доске записывать.

                                                            

По горизонтали

1. Что стало с сыром, когда ворона каркнула? (выпал)

5. Как Лисица называла Ворону? (голубушка)

8. На какое дерево залезла ворона? (ель)

9. Как автор называет Лисицу? (плутовка)

10. Как говорила Лисица, обращаясь к вороне? (сладко)

По вертикали

2. Продолжи название басни --"Ворона и.. … " (лисица)

3. Где у вороны сперло дыхание? (зоб)

4. Что хотела сделать Ворона, забравшись на ель? (позавтракать)

6. Фамилия автора басни? (Крылов)

7. Закончи предложение:

«Какие перышки! Какой Носок! И, верно, ангельский быть должен… (голосок)

11. Слово Вороны? (кар)

·       Тест по басне «Ворона и лисица» И.А. Крылова (самостоятельное выполнение)

Выбери правильный ответ. Обведи его в кружочек

1. Что бог послал Вороне?

А) кусочек хлеба

Б) кусочек сыра

В) кусочек сала

2. На какое дерево села Ворона?

 А) на дуб

Б) на ель

В) на сосну

3. Что она собиралась делать?

А) обедать

Б) ужинать

В) завтракать

4. Где Ворона держала сыр?

А) в лапах

Б) под крылом

В) во рту

5. Как Лиса оказалась у дерева?

А) подходила на цыпочках

Б) подползала

В) подбежала

6. Как Лисица называла Ворону?

А) чудо – птица

Б) царь – птица

В) жар – птица

7. Что Лисица попросила сделать Ворону?

А) спуститься с дерева

Б) спеть

В) угостить её

8. Что не хвалила Лиса у Вороны?

А) лапки

Б) глазки

В) шейку

9. Вставь пропущенное слово.

« ……. к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!»

А) Лисичка

Б) Лиса

В) Плутовка

10. Закончи предложение.

«Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен ….! »

А) хохолок

Б) голосок

В) глазок


5.    Итог урока

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Назовите жанр этого произведения?

-Что вы посоветовали Вороне?

·       Рефлексия

6.    Выставление оценок.

7.    Домашнее задание

Выразительно читать басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; нарисовать рисунок

8.    Заключительный этап

- Вот и подошел к концу наш урок.                                                               

 - Прозвенел опять звонок и закончился урок! Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали. Это нужно детворе для учёбы, при игре. Будем басни впредь читать, а может, и свои писать. Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)