Конспект урока по развитию речи на тему "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова" ( 3 класс)
3
кл (ТНР)
Тема: «Правописание парных звонких и глухих
согласных в корне слова»
Задачи:
1)Совершенствовать умения различать парные звонкие и глухие согласные,
правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками;
2)научить проверять парные звонкие и глухие
согласные;
3)воспитывать самостоятельность при выполнении
заданий.
Оборудование: рабочая тетрадь, карточки.
Ход урока
1)Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Какой сейчас урок? (Русский язык).
- Хорошо. Посмотрите, чтобы у вас все необходимое лежало на партах.
Уточнение временных представлений
Проверка д/з
-Какое упражнение вы делали дома?
-Что нужно было сделать?
Проверка
2) Основная часть
Сообщение темы урока. Объяснение
материала
Сегодня к нам в класс пришли два приятеля –согласных (они часто ходят
к нам на урок парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены,
одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а
другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что это за согласные? Мы можем их узнать?
Б
|
П
|
В
|
К
|
Т
|
З
|
Ш
|
||||||||||
-Давайте назовем все согласные звуки на открытых окошках. Это парные по
звонкости и глухости согласные звуки.
-Представьте, иногда два разных звука-звонкий и глухой-оказываются в слове
рядом, а один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда
ученые говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит
оглушение). Например, возьмем слово сказка: [з][к] - ска[ск]а.
-Что мы слышим? Глухой [с]и глухой [к].
-Что произошло? (0глушение).
-Чтобы не ошибиться в написании звонких и глухих согласных звуков, мы
должны после проверяемого согласного поставить гласный . Сказка-сказочка, рукав-рукавица.
Вывод: Проверочное слово должно соответствовать двум условиям:
1)оно должно быть однокоренным;
2)после согласного проверяемого звука, должен стоят гласный звук.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в
котором после проверяемой согласной стояла бы гласная либо согласная н:
Физкултьминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо.
Ветер, тише, тише, тише,
Деревцо все выше ,выше.
Упражнение 2. Спиши. Вставь в или ф. Рядом пиши проверочные слова.
Обозначь орфограмму.
Шар..., кро...ь, шка..., морко...ка, сей..., бро...ки.
Шар..., кро...ь, шка..., морко...ка, сей..., бро...ки.
Упражнение
3.
Спиши. Вставляя нужную букву.
Цветочный лу[г, к] очень красив. В огороде растет зеленый лу[г ,к]. На
дереве созрел пло[т,д ]. По реке плывет пло[т,д].
|
- Как определить, какую букву нужно написать?
(подобрать однокоренное слово, изменить форму слова)
- Подберите проверочное слово к слову луг в первом предложении
(луга – луговой)
- Подберите проверочное слово к слову лук во втором предложении.
(луковица – луковый)
- Очень хорошо
- Найдите такое слово, чтобы хорошо услышать парный согласный на конце в
слове плот в третьем предложении.
(плоды – плодовый)
- Молодцы!
- Подберите проверочное слово к слову плот в последнем предложении
(плоты)
- Молодцы! Запишите эти предложения.
3)Заключительная
часть
Рефлексия
-Отгадайте загадки. Запишите
отгадки. Обозначь в словах орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка- варежечка.)
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка- варежечка.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. Губка-губочка)
Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нет.( Лодка-лодочка)
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нет.( Лодка-лодочка)
Подведение итогов урока
-С какой орфограммой
мы работали на уроке?
-Как проверить парный по
глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
-Что показалось трудным?
-Что показалось трудным?
Домашнее задание: стр.76 № 2,4
Комментарии
Отправить комментарий