Конспект урока по развитию речи на тему "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова" ( 3 класс)

Конспект урока по развитию речи
3 кл (ТНР)
Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»
Задачи:
1)Совершенствовать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками;
2)научить проверять парные звонкие и глухие согласные;
3)воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: рабочая тетрадь, карточки.
Ход урока
1)Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Какой сейчас урок? (Русский язык).
- Хорошо. Посмотрите, чтобы у вас все необходимое лежало на партах.
Уточнение временных представлений
      Проверка д/з
-Какое упражнение вы делали дома?
-Что нужно было сделать?
Проверка
2) Основная часть
Сообщение темы урока. Объяснение материала
Сегодня к нам в класс пришли два приятеля –согласных (они часто ходят к нам на урок парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что это за согласные? Мы можем их узнать?
Б
П
В
К
Т
З
Ш
-Давайте назовем все согласные звуки на открытых окошках. Это парные по звонкости и глухости согласные звуки.
-Представьте, иногда два разных звука-звонкий и глухой-оказываются в слове рядом, а один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда ученые говорят, что произошло озвончение)  или глухим (происходит оглушение). Например, возьмем слово сказка: [з][к] - ска[ск]а.
-Что мы слышим? Глухой [с]и глухой [к].
-Что произошло? (0глушение).
-Чтобы не ошибиться в написании звонких и глухих согласных звуков, мы должны после проверяемого согласного поставить гласный . Сказка-сказочка, рукав-рукавица.
Вывод: Проверочное слово должно соответствовать двум условиям:
1)оно должно быть однокоренным;
2)после согласного проверяемого звука, должен стоят гласный звук.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная либо согласная н:

Физкултьминутка
        Ветер дует нам в лицо,
        Закачалось деревцо.
        Ветер, тише, тише, тише,
        Деревцо все выше ,выше.

Упражнение 2. Спиши. Вставь в или ф. Рядом пиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

Шар..., кро...ь, шка..., морко...ка, сей..., бро...ки.

Упражнение 3.

Спиши. Вставляя нужную букву.

Цветочный лу[г, к] очень красив. В огороде растет зеленый лу[г ,к]. На дереве созрел пло[т,д ]. По реке плывет пло[т,д].


- Как определить, какую букву нужно написать?
(подобрать однокоренное слово, изменить форму слова)
- Подберите проверочное слово к слову луг в первом предложении
(луга – луговой)
- Подберите проверочное слово к слову лук во втором предложении.
(луковица – луковый)
- Очень хорошо
- Найдите такое слово, чтобы хорошо услышать парный согласный на конце в слове плот в третьем предложении.
(плоды – плодовый)
- Молодцы!
- Подберите проверочное слово к слову плот в последнем предложении
(плоты)
- Молодцы! Запишите эти предложения.
3)Заключительная часть
Рефлексия
-Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначь в словах орфограммы. Рядом запишите  проверочные слова.
Дали братьям теплый дом, 
Чтобы жили впятером, 
Брат большой не согласился 
И отдельно поселился.  (Варежка- варежечка.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. Губка-губочка)
Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нет.( Лодка-лодочка)
Подведение итогов урока
-С какой орфограммой  мы работали на уроке?
-Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
-Что показалось трудным?
Домашнее задание: стр.76 № 2,4




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)