Рекомендации родителям по формированию умений самообслуживания у детей с ОПФР в семье.
Рекомендации родителям по формированию умений самообслуживания у детей с ОПФР в семье.
Навыки
самообслуживания детям начинают прививать уже в дошкольном возрасте - это
соблюдение гигиенических правил, уход за одеждой, выполнение простого труда по
дому.
Ребенка приучают самостоятельно одеваться, умываться, убирать свою постель, ставить на место игрушки, наводить порядок в игровом уголке.
Ребенка приучают самостоятельно одеваться, умываться, убирать свою постель, ставить на место игрушки, наводить порядок в игровом уголке.
Обучая ребенка с нарушениями в развитии
навыкам самообслуживания, в том числе одеванию и раздеванию, родители развивают
его самостоятельность, независимость от помощи взрослого.
Навыки одевания и раздевания предполагают развитие таких двигательных функций:
- потягивание
- хватание
- опускание
При обучении особого ребенка
самостоятельному одеванию и раздеванию придерживайтесь общих правил:
- Одежда должна быть удобной, просторной, чтобы ее можно было легко снимать и надевать.
- Когда ребенок научится снимать и надевать простую одежду, подберите для него такие вещи, которые его заинтересуют (с застежками «молния», «липучками», с пуговицами).
- Постоянно уделяйте внимание обучению ребенка одеваться, выделите для этого время среди других дел.
- Отрабатывайте навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться, во время совместной игры с ребенком.
- В детской комнате поставьте ящик с предметами одежды, которые он может примерять в процессе игры. Расположите в комнате зеркало так низко, чтобы малыш мог видеть, как он выглядит.
- Уделяйте внимание развитию навыков тонкой и общей моторики, необходимых ребенку при самостоятельном одевании, развивайте умение манипулировать с мелкими предметами, а также удерживать равновесие.
- Одевая ребенка, не спешите, дайте ему возможность самому принять участие в одевании.
При формировании умения
самостоятельно одеваться и раздеваться надо
придерживаться определенной последовательности в обучении, переходя от простого к
сложному:
- снимать носок или шапку помогать одевать и раздевать себя соответствующими движениями
-надевать шапку снимать штанишки.
придерживаться определенной последовательности в обучении, переходя от простого к
сложному:
- снимать носок или шапку помогать одевать и раздевать себя соответствующими движениями
-надевать шапку снимать штанишки.
-надевать носки
-обувать ботинки
-надевать штанишки
-снимать футболку
-расстегивать застежку молнию
-надевать джемпер
-надевать рубашку застегивать большие пуговицы
-раздеваться полностью.
ØИспользуйте игры с переодеванием, позаботьтесь о том,
чтобы ребенку были доступны некоторые взрослые вещи, которые он сможет
примерять на себя (например, груда шапок большого размера, лежащая перед
зеркалом).
ØПредложите малышу одевать и раздевать его любимую
куклу, поиграть с различными видами застежек.
Возрастные нормы формирования у
ребенка навыка самостоятельно одеваться:
- От 12 до 15 месяцев - снимает носочек, шапочку.
- От 15 до 18 месяцев - помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями; надевает шапочку.
- От 18 месяцев до 2 лет - снимает штанишки.
- От 2 до 3 лет - надевает носки, штанишки; обувает ботиночки; снимает футболку, джемпер; расстегивает застежку «молния».
- От 3 до 4 лет - надевает джемпер, футболку, рубашку, брюки; расстегивает и застегивает большие пуговицы; раздевается полностью; одевается полностью под наблюдением взрослого.
Формируйте у особого ребенка
простейшие культурно-гигиенические навыки:
воспитывайте привычку быстро и
правильно умываться, насухо вытираться,
пользуясь индивидуальным полотенцем,
чистить зубы, полоскать рот утром и
после еды, мыть ноги перед сном, правильно
пользоваться носовым платком,
расческой, следить за чистотой одежды, обуви и
др.
Приучайте ребенка к соблюдению
правил гигиены, обыгрывая выполняемые действия и
объясняя их смысл.
Постепенно круг обязанностей
ребенка по самообслуживанию расширяется, у него
формируются привычка,
устойчивый навык выполнения необходимых самостоятельных
действий, что снижает
его зависимость от помощи взрослого, делает более уверенным в
себе.
Видео- помощники по формированию навыков
самообслуживания:
Комментарии
Отправить комментарий