Вербальное и предметное подкрепление учащихся с расстройствами аутистического спектра.



Один из ключевых принципов прикладного  поведенческого анализа - принцип подкрепления. 
   Подкрепление -  одобрение и вознаграждение в процессе  взаимодействия.


Цель подкрепления-  увеличить частоту проявления нужного поведения и снизить вероятность проявлений нежелательного поведения.
Подкрепления могут быть:
v Пищевые
v Сенсорные
v Предметные
v Двигательные
v Вербальные
v Материальные
v Обобщающие









  Рассмотрим вербальное и предметное подкрепление.
Вербальные подкрепители- это высказываемые другими людьми убеждения в том, что человек обладает способностями, необходимыми для достижения цели.  К ним относится: признание, согласие, похвала, поддержка и комплименты).
  • Молодец!
  • Супер!
  • Так держать!
  • Ты отлично справился с заданием!
  • Ты все правильно сделал!
  • Ты отличный ученик!
Предметные подкрепителиэто различные предметы, значимость которых сугубо индивидуальна и зависит от сферы интересов, увлечений ребенка.
Ценность тех или иных предметов выявляется в процессе бесед, с помощью наблюдения за поведением учащегося.
Если хотите закрепить желательное поведение, то сразу после выполнения задания следует одновременно подкрепление (усиление) и, наоборот, для того, чтобы ненормативное поведение не закреплялось- не следует его подкреплять!
Как определить подходящие ребенку подкрепления?
Ошибка состоит в том, что часто, пытаясь использовать положительное подкрепление, мы выбираем стимул, который не является для ребенка привлекательным. То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание.
С помощью следующих правил можно определить виды подкрепления для поддержки желательного поведения:

1. Спросите ребенка, чего бы ему хотелось. Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажете ему картинки и предложите выбрать.
2. Узнайте у других предпочтения ребенка: с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит. Запишите предпочтения ребенка от самых любимых до самых нелюбимых.
3. Наблюдайте: если ребенка привели в игровую комнату, с чем он начал играть?
Наблюдая за игрушками или видами игровой деятельности, к которым тяготеет ребенок, можно составить представление о том, что будет для него подкреплением.
4. Проведите оценку предпочтений: если больше ничего не получается, вы можете провести мульти-стимульную оценку предпочтений, для чего вам нужно будет расположить перед ребенком различные виды подкреплений и дать ему, выбирая по одному предмету, расположить их по привлекательности- от самых привлекательных до наименее интересных.




Буклет "Вербальное и предметное подкрепление"









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)