Развивающие игры для детей с расстройствами аутистического спектра разных возрастов.
При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме – это затрудняет нормальное существование ребенка с РАС в реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие. Развивающие игры помогают малышам адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе.
Подбирая наиболее эффективные развивающие игры следует руководствоваться целым рядом факторов, включая:
- личные предпочтения ребенка;
- доступность игры для него;
- польза и цели, которые планируется достичь при помощи игровых действий .
При этом необходимо учитывать уровень общего развития ребенка и его возраст, ведь иногда игра, подходящая малышу в 3 года, уже не приносит ощутимой пользы в 7 лет.
Разумеется, в каждом конкретном случае “развивашки” подбираются индивидуально, но при этом существует и «общепринятая» градация игр для детей с РАС по возрастам, которая рассматривается ниже.
ДОШКОЛЬНый ВОЗРАСТ
Игры с ребенком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя:
- Взаимодействие с сыпучими продуктами. Большой пластиковый таз или ванночка наполняется рисом, сухой фасолью, мелкими каштанами или шариками, а затем туда закапывается небольшая игрушка. Суть заключается в том, что ребенок должен доставать игрушки, одновременно приобретая полезный осязательный опыт от погружения рук в фасоль. Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.
- Мыльные пузыри. Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих детей с РАС.
- Пальчиковое рисование. Пальчиками, вымазанными в краске, можно создавать узоры и просто кляксы на стенах ванной, одновременно знакомясь с различными цветами и получая новые ощущения от краски на коже.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Игры для детей дошкольного возраста должны развивать:
- навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку включиться в коллектив
- моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от нейротипичных сверстников
С ребенком с РАС младшего школьного возраста можно играть:
- Шпион. Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом.
Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его. - «Нарисуй мое лицо». Чертим на листе бумаги большой круг или овал. Вы изображаете какую-то эмоцию, а ребенок должен изучить ваше лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге. Нарисуйте целую галерею эмоций!
- Танцы. Включаем ритмичную музыку и просим ребенка танцевать вместе с вами. Показываем отдельные фигуры, которые он должен за вами повторить.
- Кукольный театр. Собираем вместе мягкие игрушки и кукол и разыгрываем между ними небольшие сценки из жизни. Можно играть в магазин или школу. Объясняйте ребенку, что происходит, и какие варианты поведения в разных ситуациях у него есть. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры.
ПОДРОСТКОВый ВОЗРАСТ
Занятия и игры для детей подросткового возраста развивают контактность с ровесниками и способствуют более глубокому пониманию собеседника. К таким развивающим занятиям относятся:
- Полоса препятствий. Расставьте предметы по комнате, создавая препятствия, которые необходимо преодолеть. Игра в парах. Один должен вести, а другой – быть ведомым. Ведущий дает команды, а ведомый – их выполняет.
- Импровизация. Детям с РАС трудно проявлять спонтанность, поэтому задания на импровизацию для них очень полезны. Игра в группе. Выдайте ребятам несколько вещей (например, рулевое колесо и блокнот) и попросите составить историю с ними.
- Киновикторина: Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей. Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить». Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.
Комментарии
Отправить комментарий