Развивающие игры для детей с расстройствами аутистического спектра разных возрастов.

При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме – это затрудняет нормальное существование ребенка с РАС в реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие. Развивающие игры  помогают малышам адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе.
Подбирая наиболее эффективные развивающие игры следует руководствоваться  целым рядом факторов, включая:
  • личные предпочтения ребенка;
  • доступность игры для него;
  • польза и цели, которые планируется достичь при помощи игровых действий .
При этом необходимо учитывать уровень общего развития ребенка и его возраст, ведь иногда игра, подходящая малышу в 3 года, уже не приносит ощутимой пользы в 7 лет.


Разумеется, в каждом конкретном случае “развивашки” подбираются индивидуально, но при этом существует и «общепринятая» градация игр для детей с РАС по возрастам, которая рассматривается  ниже.

ДОШКОЛЬНый ВОЗРАСТ

Игры с  ребенком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя:
  1. Взаимодействие с сыпучими продуктами. Большой пластиковый таз или ванночка наполняется рисом, сухой фасолью, мелкими каштанами или шариками, а затем туда закапывается небольшая игрушка. Суть заключается в том, что ребенок должен доставать игрушки, одновременно приобретая полезный осязательный опыт от погружения рук в фасоль. Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.
  2. Мыльные пузыри. Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих детей с РАС.
  3. Пальчиковое рисование. Пальчиками, вымазанными в краске, можно создавать узоры и просто кляксы на стенах ванной, одновременно знакомясь с различными цветами и получая новые ощущения от краски на коже.
Сенсорные игры для детей с РАС дошкольного возраста могут включать в себя ритмичный стук по барабанам, музыкальные игрушки, раскачивание на качелях, кольцах или перекладине, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся кресле, катание на детском автомобильчике или велобеге (маленьком велосипеде без педалей) и др.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Игры для детей дошкольного возраста должны развивать:
  • навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку включиться в коллектив
  • моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от нейротипичных сверстников
С  ребенком с РАС младшего школьного возраста можно играть:
  1.  Шпион. Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом.
    Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его.
  2. «Нарисуй мое лицо»Чертим на листе бумаги большой круг или овал. Вы изображаете какую-то эмоцию, а ребенок должен изучить ваше лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге. Нарисуйте целую галерею эмоций!
  3. Танцы. Включаем ритмичную музыку и просим ребенка танцевать вместе с вами. Показываем отдельные фигуры, которые он должен за вами повторить.
  4. Кукольный театр. Собираем вместе мягкие игрушки и кукол и разыгрываем между ними небольшие сценки из жизни. Можно играть в магазин или школу. Объясняйте ребенку, что происходит, и какие варианты поведения в разных ситуациях у него есть. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры.

ПОДРОСТКОВый ВОЗРАСТ

Занятия и игры для детей подросткового возраста развивают контактность с ровесниками и способствуют более глубокому пониманию собеседника. К таким развивающим занятиям относятся:
  1. Полоса препятствийРасставьте предметы по комнате, создавая препятствия, которые необходимо преодолеть. Игра в парах. Один должен вести, а другой – быть ведомым. Ведущий дает команды, а ведомый – их выполняет.
  2. Импровизация.  Детям с РАС трудно проявлять спонтанность, поэтому задания на импровизацию для них очень полезны. Игра в группе. Выдайте ребятам несколько вещей (например, рулевое колесо и блокнот) и попросите составить историю с ними. 
  3. Киновикторина: Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей. Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить». Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)