Подкрепление учащихся с расстройствами аутистического спектра как один из факторов стимулирования учебной мотивации.
Один из ключевых принципов прикладного поведенческого анализа — принцип
подкрепления. Подкрепление можно определить как «стимул для изменений,
следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого
вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007).
Проще говоря, подкрепление происходит тогда, когда за поведенческим актом
следует последствие, и это последствие создает условия для того, чтобы в
будущем подобное поведение повторялось.
Цель подкрепления- увеличить частоту проявления нужного
поведения и снизить вероятность проявлений поведения нежелательного.
Подкрепление может включать в себя всё, что
увеличивает вероятность повторения поведения — в том числе стимулы, сами
события и ситуации.
Награда или «подкрепление» — это инструмент, с помощью
которого мы признаем и сохраняем правильное поведение ученика. «Подкрепители»,
то, что мы предоставляем в качестве награды, могут быть самыми разными, в
зависимости от предпочтений и нужд самого ученика.
Например, на уроке подкрепление может включать в себя
оценку, избавление от нежелательного задания, специальные награды, сладости,
дополнительное время для отдыха и весёлые игры.
Существует два основных типа подкрепления:
·
Первичное подкрепление (которое иногда
называют ещё безусловным), происходит естественным образом, его применению
не нужно учиться. Первичное подкрепление зачастую имеет эволюционную
основу и помогает в выживании вида. К примерам первичных
подкреплений относят пищу, воздух, сон, воду и секс. Генотип и опыт
также могут играть роль в том, как именно подкрепление воздействует
на поведение. Один человек может быть чувствительным к определённому
типу подкрепления — например, пище, — тогда как на другого
человека пища как подкрепление не повлияет вовсе.
·
Вторичное подкрепление (известное также
как условное подкрепление) включает в себя стимулы, которые стали
подкрепляющими в паре с другими стимулами. Например, при обучении
собаки, похвала и ласка могут быть использованы в качестве первичного
подкрепления. Звук кликера может связываться с похвалой и лаской
до тех пор, пока он сам не начинает работать в качестве
вторичного подкрепления.
При оперантном обусловливании существует два вида подкрепления:
·
положительное — подкрепление, включающее в себя
появление чего-то, что способно увеличить вероятность повторения поведения
(угостив ребёнка конфетой после того, как он уберёт за собой игрушки после
игры в классе, воспитатель подкрепит
желание учащегося поддерживать чистоту).
·
отрицательное — подкрепление, которое включает
в себя удаление чего-то и увеличивает вероятность проявления
определённого поведения (к примеру отмена контрольной в случае, если
учащийся всю неделю будут выполнять
и сдавать домашнюю работу).
Подкрепления могут быть:
v Пищевые
v Сенсорные
v Предметные
v Двигательные
v Вербальные
v Материальные
v Обобщающие
Правила использования подкреплений:
v Подкрепители
должны подкреплять
v Использовать
разные подкрепители
v Подкрепители
должны соответствовать возрасту
v Непредсказуемость
и новизна существенно усиливают подкрепление
v На
начальном этапе подкрепление предоставляется немедленно
v Нужно
чётко придерживаться режима подкрепления
v Подкрепление
нужно постепенно уменьшать
v Подкрепление
должно быть своевременным
v На
ранних этапах следует называть поведение, которое вы подкрепляете
v Использовать
дифференцированное подкрепление
v Подкрепители
должны быть обусловленными
Установление критериев за
что хвалить ребенка:
q Подкрепления
выбираем заранее
q Подкрепление
должно быть незамедлительным
q Подкрепление
должно быть оптимальным по размеру
q Подкрепление
должно быть соответствующим количеству энергии,
затраченной на поведение
q Подкрепление
должно быть максимально приближенно к естественному
Применение подкреплений:
q Выберите
оптимальное расписание (режим) для предоставления подкреплений
q Отмечайте
успехи ребенка визуально
q Подкрепляйте
следование правилам
q Используйте
подкрепление для уменьшения количества
эпизодов проблемного поведения во время уроков
q Используйте
баллы или жетоны для подкрепления или для перехода
от одного действия к
другому.
Комментарии
Отправить комментарий