Подкрепление учащихся с расстройствами аутистического спектра как один из факторов стимулирования учебной мотивации.



Один из ключевых принципов прикладного поведенческого анализа — принцип подкрепления. Подкрепление можно определить как «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007). Проще говоря, подкрепление происходит тогда, когда за поведенческим актом следует последствие, и это последствие создает условия для того, чтобы в будущем подобное поведение повторялось.
Цель подкрепления- увеличить частоту проявления нужного поведения и снизить вероятность проявлений поведения нежелательного.
Подкрепление может включать в себя всё, что увеличивает вероятность повторения поведения — в том числе стимулы, сами события и ситуации.
Награда или «подкрепление» — это инструмент, с помощью которого мы признаем и сохраняем правильное поведение ученика. «Подкрепители», то, что мы предоставляем в качестве награды, могут быть самыми разными, в зависимости от предпочтений и нужд самого ученика.
Например, на уроке подкрепление может включать в себя оценку, избавление от нежелательного задания, специальные награды, сладости, дополнительное время для отдыха и весёлые игры.
Существует два основных типа подкрепления:
·        Первичное подкрепление (которое иногда называют ещё безусловным), происходит естественным образом, его применению не нужно учиться. Первичное подкрепление зачастую имеет эволюционную основу и помогает в выживании вида. К примерам первичных подкреплений относят пищу, воздух, сон, воду и секс. Генотип и опыт также могут играть роль в том, как именно подкрепление воздействует на поведение. Один человек может быть чувствительным к определённому типу подкрепления — например, пище, — тогда как на другого человека пища как подкрепление не повлияет вовсе.
·        Вторичное подкрепление (известное также как условное подкрепление) включает в себя стимулы, которые стали подкрепляющими в паре с другими стимулами. Например, при обучении собаки, похвала и ласка могут быть использованы в качестве первичного подкрепления. Звук кликера может связываться с похвалой и лаской до тех пор, пока он сам не начинает работать в качестве вторичного подкрепления.
При оперантном обусловливании существует два вида подкрепления:
·        положительное — подкрепление, включающее в себя появление чего-то, что способно увеличить вероятность повторения поведения (угостив ребёнка конфетой после того, как он уберёт за собой игрушки после игры в классе, воспитатель  подкрепит желание учащегося поддерживать чистоту).
·        отрицательное — подкрепление, которое включает в себя удаление чего-то и увеличивает вероятность проявления определённого поведения (к примеру отмена контрольной в случае, если учащийся  всю неделю будут выполнять и сдавать домашнюю работу).
При положительном подкреплении после поведения появляется определенный стимул, и это приводит к тому, что оно в будущем повторяется. При отрицательном подкреплении стимул убирается (стимул в данном случае есть нечто, вызывающее дискомфорт), что также увеличивает частоту данного вида поведения в будущем. И позитивное, и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность желательного поведения в будущем.
Подкрепления могут быть:
v Пищевые
v Сенсорные
v Предметные
v Двигательные
v Вербальные
v Материальные
v Обобщающие
Правила использования подкреплений:
v Подкрепители должны подкреплять
v Использовать разные подкрепители
v Подкрепители должны соответствовать возрасту
v Непредсказуемость и новизна существенно усиливают подкрепление
v На начальном этапе подкрепление предоставляется немедленно
v Нужно чётко придерживаться режима подкрепления
v Подкрепление нужно постепенно уменьшать
v Подкрепление должно быть своевременным
v На ранних этапах следует называть поведение, которое вы подкрепляете
v Использовать дифференцированное подкрепление
v Подкрепители должны быть обусловленными
Установление критериев за что хвалить ребенка:
q Подкрепления выбираем заранее
q Подкрепление должно быть незамедлительным
q Подкрепление должно быть оптимальным по размеру
q Подкрепление должно быть соответствующим количеству энергии,
 затраченной на поведение
q Подкрепление должно быть максимально приближенно к естественному
Применение подкреплений:
q Выберите оптимальное расписание (режим) для предоставления подкреплений
q Отмечайте успехи ребенка визуально
q Подкрепляйте следование правилам
q Используйте подкрепление для уменьшения количества  эпизодов проблемного поведения во время уроков
q Используйте баллы или жетоны для подкрепления или для перехода
от одного действия к другому.





































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по математике на тему "Внетабличное деление. Примеры типа 60:2, 60:20." (3 класс)